www.apcm.rusitemap
www.apcm.rusitemap
www.apcm.rusitemap
www.apcm.rusitemap
www.apcm.rusitemap
www.apcm.rusitemap
www.apcm.rusitemap

Олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности. Всероссийский этап

1   Талантливые дети - бесценное национальное достояние, они составляют тот ресурс, из которого формируется интеллектуальная элита. Их трудно искать и находить. Еще труднее обеспечить соответствующее их предназначению образование и воспитание. Но именно эта задача является приоритетной для российского государства. Делу воспитания и обучения одаренной личности в настоящее время уделяется серьезное внимание. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Олимпиады — одна из общепризнанных форм работы с одаренными школьниками. Они организуются во всех районах и городах страны. Ответственность за начатое дело, целеустремленность, трудолюбие, патриотизм — те качества личности, которые приобретают школьники, принимая участие в олимпиадном движении, это позволяет им стать первыми помощниками учителя во всех делах, его опорой и проводником его идей.Современный этап развития общества резко обострил проблему выявления одаренных школьников, создания условий для их развития и наиболее целесообразного использования их способностей. Воспитание и обучение одаренной личности в настоящее время становятся все более актуальными.
   Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников «основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний».
Основы безопасности жизнедеятельности – предмет особой важности. Прямо скажем «жизненный предмет». Научить знаниям и навыкам оказания помощи себе и любому, кто попал в беду – вот истинная задача предмета.
   Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

   В задачи ОБЖ входит предвидеть и распознать, классифицировать и избежать опасность, и главное, правильно действовать в опасной ситуации.

   Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, проживающих в условиях техносферы, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль, если не сказать – определяющую, играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также сформированности культуры безопасного поведения.
   23 апреля в Пятигорске в концертном зале санатория «им. М.Ю. Лермонтова» состоялась торжественная церемония открытия заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности.

image002

   Среди участников финала интеллектуального марафона 157 обучающихся 9-х, 10-х и 11-х классов образовательных учреждений из 58-и регионов Российской Федерации. География олимпиады очень широка: Москва, Санкт-Петербург, Дальний Восток, Сибирь, Урал, Северные территории, Южный и Центральный районы России. Самые талантливые ребята, которые уже доказали, что являются лучшими в своих регионах, в течение нескольких боролись за право стать первыми из равных. 

   Олимпиада включала в себя теоретический и практический туры. Главным призом Олимпиады является гарантия поступления победителя олимпиады в профильный вуз вне конкурса. Кроме этого победители и призеры получают гранты Президента РФ, почетные грамоты Министерства образования и науки РФ, а также призы и подарки от различных структур и ведомств, организаторов Олимпиады.

image003

   В состав жюри вошли сотрудники ведущих вузов Москвы и Ставрополя, заслуженные учителя Российской Федерации, специалисты по безопасности жизнедеятельности, представители различных учебных заведений, МЧС России.
   На открытии пятой юбилейной Олимпиады школьников по ОБЖ желали удачи вундеркиндам почетные гости и организаторы, которые сказали много напутственных слов.
   – Дорогие ребята, всех вас ждет несколько тяжелых, трудных, но очень интересных дней, которые вам запомнятся на всю жизнь. Сложная олимпийская борьба и масса впечатлений от новых знакомств, прекрасных видов города-курорта, кавказского гостеприимства – все это останется в вашей памяти, как один из самых ярких моментов жизни. Пользуясь случаем, как проректор федерального университета, я хочу сказать, что независимо от того результата, который вы покажете на финишной прямой Всероссийской олимпиады, двери Северо-Кавказского федерального университета для вас всегда открыты. (Проректор по учебной работе и академическому развитию СКФУ Каркищенко А.Н.).
   – Олимпиада это всегда праздник таланта. Но олимпиада по безопасности жизнедеятельности, которая проходит сейчас на Ставрополье – не простая. Ровно пять лет назад впервые в истории Российской Федерации было принято решение проводить олимпиаду по этому предмету. И первым, кто стал это делать, оказался Ставропольский край. В 2008 году в Кисловодске разрабатывалась методика, технология, практический тур этой олимпиады. И вот спустя столько лет честь проводить олимпиаду по ОБЖ снова выпала Ставропольской земле. Эти состязания не из легких, ведь здесь приходится показывать и свой интеллект и свои физические данные, уметь быстро ориентироваться в любой сложной ситуации. Очень хочется поблагодарить Северо-Кавказский федеральный университет, без его помощи и организации, было бы сложно провести такое масштабное мероприятие. (Первый заместитель министра образования Ставропольского края Романенко О.Н.).

image004

   На церемонии открытия Северо-Кавказскому федеральному университету вручили символическую летопись Всероссийской олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности, которую привезли из Иркутска, с места проведения четвертой Олимпиады.
   А 24 апреля состоялся теоретический тур . Он проходил на базе одного из корпусов Института сервиса, туризма и дизайна (филиала) СКФУ в г.Пятигорске.

image005

   Шариковая ручка, паспорт и бутылка негазированной воды – это все что могли взять с собой участники олимпийского движения. В течение трех астрономических часов старшеклассники решали теоретические задачи по ОБЖ. У девятиклассников было четыре модуля, ученикам 10-х и 11-х классов нужно было решить на один модуль больше. Мальчишки и девчонки отвечали на вопросы по безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, первой медицинской помощи. Одна часть заданий была тестовой, другая – описательной, которая требовала логического подхода. Однако все олимпийцы прекрасно справились с теоретической частью, как они сами отметили после завершения тура, многие из них даже сдали работы намного раньше завершения отведенного на их выполнение времени.

image006

   Сергей Точилкин из Карелии, ученик 11-го класса школы № 48 г.Петрозаводска, самым первым вышел из аудитории с выполненным заданием: «Теоретический тур оказался не таким уж сложным. Были, правда, некоторые вопросы, ответы на которые я не мог сразу дать. Например, нужно было вспомнить отечественную историю и написать, каким был девиз Российской империи на государственном гербе. Но в целом со всеми заданиями, как мне кажется, я справился хорошо. Что касается общих впечатлений от олимпиады, то мне все очень понравилось: красивый концерт на торжественном открытии, прекрасный город, горы, веселые и позитивные вожатые. Я думаю, что такое никогда не забудется».
   Доволен своим результатом и 11-классник школы №2 поселка Чамзинка (Мордовия) Иван Рыжов: «Задания были разные: и сложные, и простые. Я справился где-то на 80%. Конечно, надеюсь на победу, но здесь ведь собрались все самые лучшие мои сверстники, которые также как и я любят этот предмет и не в первый раз принимают участие в олимпиаде по ОБЖ различных уровней – от городского до всероссийского. Основы безопасности жизнедеятельности я считаю очень важным предметом, который включает в себя знание психологии, химии, физики, военного дела, биологии, медицины. Например, в случае утечки какого-либо ядовитого вещества на предприятии, знание свойств этого химического элемента: температуры его горения, тяжелее ли оно воздуха или легче – можно спасти людей от отравления. Свою будущую профессию я уже выбрал – специалист по  пожарной безопасности».
   Вечером ребят ждал чемпионат по настольным играм и веселые квесты, а «горячая пора» наступила для жюри, которому предстояла проверить 160 зашифрованных работ. Работа сложная и очень напряженная, а главное – самая ответственная. На кону – поступление в вуз! Жюри работали слаженно, грамотно и ответственно. Утром результаты уже были известны всем участникам 9 классов, а 25-го к вечеру и 10-11 классам. Всем ребятам дали возможность посмотреть свои работы, разобрать ошибки. А если кто не согласен с оценкой и подать аппеляцию. Аппеляционная комиссия рассмотрела 9 аппеляций, приняла соответствующие решения по каждому вопросу.
25 апреля практический тур состоялся для учеников 10-х и 11-х классов на базе детско-юношеской спортивной школы г. Лермонтова.

image007

   Оказать медицинскую помощь пострадавшим при ДТП, спасти тонущего ребенка, вынести человека из огня и потушить пожар, быстро и правильно надеть костюм химзащиты, противогаз и выйти из зоны химического заражения, собрать автомат, попасть гранатой во вражеский танк и не промахнуться при стрельбе в противника – все это делали участники олимпиады на практическом туре.

image008

   Стоит отметить, что выглядело это все весьма эффектно. На огромной территории спортивной школы располагались: площадка для имитации дорожно-транспортного происшествия с участием настоящих автомобилей; бассейн, где с лодки олимпийцам нужно было добросить спасательный круг до «тонущего»; на стадионе стояли «горящие палатки» и большие пожарные машины; были «зоны химического заражения»; на возвышенности за стадионом установлены мишени. Старшеклассники поочередно выполняли задания: оказывали первую медицинскую помощь с применением «живых» манекенов, которые и «плакали» и «спасибо говорили», конечно же, (останавливали кровотечение, делали искусственное дыхание и массаж сердца), быстро облачались в костюмы огнеборцев, умело разматывали пожарные рукава, прокладывали рукавную линию, рассчитывали напор воды, чтобы достать до «огневой точки», роль которой выполнял мяч, метко стреляли и практически не глядя собирали и разбирали автоматы Калашникова.

image009

image010

   При выполнении всех заданий в первую очередь учитывалась правильность действий школьников, хотя и скорость всех манипуляций была немаловажным фактором. В целом все участники олимпиады показали хороший результат. Вывод: благодаря профессионализму подрастающего поколения спасателей – мы можем быть спокойны за свои жизни.

image011

   Примерно об этом же сказал и председатель жюри практического тура олимпиады, член Центра предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ (г. Москва) Алексей Викторович Черкунов: – Все задания практического тура достаточно сложные, поэтому они и олимпийские. Но все участники Всероссийской олимпиады уже победили в своих регионах, поэтому и здесь показали хороший результат и высокий уровень подготовки.

image012

image013

   Одна из лидеров практического тура – Ангелина Сидоренко, ученица 11 класса «Б» гимназии № 12 г. Ставрополя. Она набрала 190 баллов, не допустив каких-либо фатальных ошибок: – Я очень волновалась перед олимпиадой, – поделилась своими впечатлениями Ангелина. – И перед теоретическим туром, и перед практическим. Но в принципе своим результатом осталась довольна. В заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ я участвую уже третий раз, до этого я была на олимпиаде в Иркутске, по итогам которой я стала призером, мне совсем чуть-чуть не хватило баллов, чтобы стать победителем. Сейчас очень хочется выиграть. Вообще этот предмет – основы безопасности жизнедеятельности – я считаю очень важным, знания по ОБЖ действительно практически применимые и в экстремальной ситуации, от которой никто не застрахован, помогут спасти человеческую жизнь, в том числе и свою собственную.
   9-тиклассники на следующий день показали ничуть не хуже результаты, хотя и принимали участие во всероссийском этапе впервые. Многие из участников после практического тура сказали слова благодарности в адрес центральной предметно-методической комиссии, которая не только разработала задания теоретического и практического тура, но и грамотно провела инструктажи перед их проведением, что как оказалось немаловажным для юных олимпийцев. Потому что, к сожалению, не во всех школах, и даже регионах, есть в достаточном количестве оборудование, на котором можно смело тренировать участников олимпиад. А в практическом туре используются такие тренажеры, как роботы «Гоша», «Глаша», «Кирюша», противогазы-самоспасатели «Феникс», канатно-спусковые устройства «Самоспас», тренажеры по отработке действий тушения огнетушителями «Прометей», ранцевые огнетушители и многое-многое другое. Новинки рынка безопасности первыми попадают к участникам именно олимпийского движения ОБЖ. И члены ЦПМК всегда идут в ногу со временем и стараются предложить участникам олимпиады все самое лучшее, самое безопасное и современное. И здесь не обойтись без помощи организаций, которые поддерживают олимпиадное движение среди школьников и оказывают всестороннюю помощь. Такие компании как, Национальный центр обучения навыкам оказания первой помощи при несчастном случае и теракте (Бубнова Наталья Валентиновна – член жюри), ООО НПО «ФЕНИКС» (Ершова Надежда Михайловна – член жюри) на протяжении пяти лет оказывают поддержку Олимпиаде школьников по ОБЖ, поставляя свое оборудование и грамотный педагогический ресурс.

image014

image015

   В настоящее время процесс обучения в школах нельзя представить без использования большого разнообразия технических средств обучения (ТСО). Из широкого набора материальных средств наряду с апробированными ТСО (кино- диапроекторы, эпип-проекторы, аудиомагнитофоны, телевизоры, видеомагнитофоны и др.) широкое распространение получают мультимедийные и телекоммуникационные средства: видеопроекторы и телесканеры, оверхед-проекторы и слайд-проекторы, целые телевизионные комплексы, персональные компьютеры (ПК) и электронные копи-доски, позволяющие считывать написанную информацию с доски и даже выдавать копии.

image016

   Не за горами то время, когда в полном объеме будут использоваться огромные возможности целых учебных телекоммуникационных систем, включая и спутниковые каналы связи. Конечно, использование ТСО на уроках ОБЖ ни в коей мере не исключает присутствие на уроках учителя, даже наоборот, функциональное воздействие учителя на обучаемых посредством ТСО лишь возрастает. Рационализация этой области деятельности учителя предполагает не только применение ТСО, но и выбор оптимальной структуры проведения занятия, правильной постановки учебных вопросов с учетом знаний и творческих возможностей и способностей учащихся. Только комплексное использование ТСО наряду с другими материальными средствами, такими как учебники, макеты, наглядные пособия и т.д., может обеспечить полное всестороннее и глубокое раскрытие темы, повысить эффективность использования учебного времени, резко сократить затраты учителей и учеников на решение различных второстепенных вопросов.
Как это было здорово! 7 дней Олимпиада фоном сопровождала нашу жизнь, радуя своей энергетикой и чистыми открытыми эмоциями. Мы болели за всех подряд и каждый за себя – делились участники олимпиады школьников по ОБЖ в редких перерывах.
   28 апреля в концертном зале санатория «им. М.Ю. Лермонтова» в Пятигорске состоялась торжественная церемония закрытия заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности-2013.

image017

   К олимпийцам из столицы прибыл заместитель министра образования и науки Российской Федерации Александр Алексеевич Климов. 

image018

   Он зачитал обращение к участникам олимпиады министра образования и науки РФ Дмитрия Викторовича Ливанова и поздравил всех олимпийцев с окончанием интеллектуально-спортивных состязаний, отметив, что каждый из них успешно прошел все испытания: – Уверен, благодаря такому молодому поколению, как вы, наши жизни будут в безопасности, – сказал Александр Алексеевич. – Я считаю, что основы безопасности жизнедеятельности – это один из самых главных и важных предметов, который совмещает в себе знание многих наук: и медицины, и физики, и химии, и биологии. Безусловно, здесь также важна и хорошая физическая подготовка, а, как известно – «в здоровом теле, здоровый дух». Символично и то, что пятая, юбилейная олимпиада по ОБЖ проходит на Ставрополье, в Северо-Кавказском федеральном округе. Во-первых, именно здесь она зарождалась, а во-вторых, это дало возможность на этой многонациональной земле собраться представителям всех народностей нашей огромной России, чтобы лучше узнать друг друга, подружиться, сплотиться. Огромную благодарность хочу выразить Северо-Кавказскому федеральному университету как организатору этого масштабного мероприятия.
   Министр образования Ставропольского края Валентина Петровна Солонина также поздравила старшеклассников с окончанием Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности. Она отметила, что все участники заключительного этапа олимпиады и так являются победителями, потому что бороться за звание чемпионов на всероссийском уровне отправляли только лучших.
   – Не в обиду будет сказано физикам, биологам, математикам, лингвистам и филологам, но важнее олимпиады, чем по основам безопасности жизнедеятельности – нет. Потому что в опасной ситуации, экстремальной, аварийной, помогут спасти жизнь только эти ребята – сегодняшние участники олимпиады по ОБЖ, с их знаниями. А самое ценное, что дается человеку – это жизнь. Поэтому, дорогие ребята, двери Северо-Кавказского федерального университета, независимо от вашего сегодняшнего результата участия во Всероссийской олимпиаде по ОБЖ, всегда для вас открыты!( ректор Северо-Кавказского федерального университета Левитская А.А.)

image019
   Завораживающий кульминационный момент награждения победителей и призеров наступил! По итогам теоретического и практического туров победителей олимпиады оказалось 11, а призеров – 48.

image020

   Среди этих школьников, безусловно, есть и ставропольцы. Поздравляем наших победителей: Михаила Боровских, ученика 11 класса (г. Ставрополь), и Анастасию Квасину, ученицу 9 класса (г. Пятигорск). Призером олимпиады также стала Ангелина Сидоренко, ученица 11 класса (г. Ставрополь).


image021 image021 image021 image021 

   В первую очередь, меня охватила безграничная радость, счастье, было сложно поверить, что это действительно происходит со мной. В детстве нам часто говорили о том, как престижно и почетно звание призера Всероссийской олимпиады, и, честно сказать, это казалось недостижимым. Было также радостно осознавать, что неделя, пропущенная в школе из-за участия в Олимпиаде, прошла не зря – ведь льготы, которые получает призер, очень значительны. Зачисление в любой вуз страны, где профильным предметом является ОБЖ. Плюс премия, что тоже приятно.Хочется также отметить, что олимпиада, это не только состязание между школьниками, но это еще и бесценный опыт общения со сверстниками, с уникальными, одаренными ребятами, со многими из которых я поддерживаю связь до сих пор. Организация самого события тоже была на высшем уровне. Студенты-волонтеры помогали с организацией, сопровождали нас в пути, устраивали развлекательную программу, за все это, думаю, им благодарен каждый участник. Ребята стали нашими друзьями, и было очень жаль расставаться с ними - Михаил Боровских, ученик 11 класса (г. Ставрополь).Пусть чиновники считают медали и недовольно хмурят брови, уличают, обличают… Бедные, они живут в другом измерении… сказал мне доверительно 9-ти классник, имени правда просил не публиковать. Мы приехали сюда не только за медалями, хотя и они не лишние. Главное – это возможность показать себя, чего ты стоишь перед профессионалами, а мы считаем, что эту олимпиаду подготовили профессионалы!

image025

 Долго не смолкали аплодисменты! На сцене полным ходом шло вручение наград и памятных подарков! В зале светились радостью лица и тех кто одержал заслуженную победу, и тех кто недобрал несколько баллов… Плакали от счастья, слез обиды и недовольных в зале не было! Расписаться в летописи Олимпиады, навсегда увековечить свой триумфальный момент победителя и успеть сфотографироваться на память с друзьями… Как жаль, что Олимпиада закончилась! Мы плакали, когда нам вручали медали. А если бы еще и гимн нашей страны звучал при их вручении. Слушать Гимн своей страны – бесценно! Видимо организаторам еще предстоит проработать и этот вопрос! Желания детей так хочется выполнять! А еще стоит подумать и над гимном Олимпиады. Но это уже задачи! Задачи для организаторов и ее помощников на 2014 год!

image026

А сейчас итоги Олимпиады.

   Победители:
   9 класс:
Блохин Александр Владимирович, Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы кадетская школа №1702 «Петровский кадетский корпус» – 166 баллов;
Квасова Анастасия Дмитриевна, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №5 А.М. Дубинного г.Пятигорска Ставропольского края – 159 баллов;
Беспалова Екатерина Сергеевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2", Ямало-Ненецкий автономный округ – 153 балла;
Дубынин Евгений Владимирович, Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа-интернат «Красноярский кадетский корпус им. А.И. Лебедя» - 148 баллов.
   10-11 класс:
Ковалева Ангеллина Зурабовна, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы кадетская школа №1702 «Петровский кадетский корпус» - 177 баллов;
Макарова Анастасия Сергеевна, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы кадетская школа №1702 «Петровский кадетский корпус» - 161 балл;
Арменшин Александр Сергеевич, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №528 Невского района г. Санкт-Петербург – 158 баллов;
Боровских Михаил Сергеевич, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Белоконя В.Э. г. Ставрополя – 158 баллов;
Кабылдаева Екатерина Олеговна, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 6 города Тамбова – 158 баллов;
Марков Артём Дмитриевич, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №135 с углубленным изучением английского языка Выборгского района г.Санкт-Петербурга – 158 баллов;
Косоруков Александр Владимирович Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №228 города Москвы – 156 баллов.


Член жюри Ершова Надежда

© ООО НПО «ФЕНИКС»